«Статья по мошенничеству»

29

«Статья по мошенничеству»

Жертвами   злоумышленников   становятся   граждане   различного   возраста,
профессий, занятий и социальных групп.
Первостепенное   значение   в   сдерживании   киберпреступности   играет
осведомленность граждан о новых видах и способах совершения таких деяний.
В   настоящее   время   наиболее   распространенными   способами   совершения
дистанционных мошенничеств и краж являются:
1. Путем  звонков  (как  с  абонентских  номеров  обычной  сотовой  связи,   так  и IP­
телефонии, а также различных мессенджеров: Viber, WhatsApp и др.) гражданам
под   видом   сотрудников   различных   банков   с   сообщением   о   проведении
неизвестными   лицами,   якобы,   несанкционированной   операции   по  их   счету
(списание  денег,   взятие  кредита  и  т.д.).   При  этом,   зачастую,   злоумышленники
одновременно   представляются   как   сотрудниками   банков,   так   и
правоохранительных   органов   (Федеральной   службы   безопасности,
Следственного   комитета,   Прокуратуры,   Министерства   внутренних   дел)   и
сообщают,   что   проводят   совместные   проверки   (разработки)   по   фактам
несанкционированных   операций   по   счетам   клиентов   и   под   различными
предлогами (иногда ­ угрозами) вынуждают граждан становиться участниками,
якобы,   проводимых  специальных  операций  по  задержанию  преступников  в
банковской  сфере  и,   в  дальнейшем,   сообщать  реквизиты  банковских  карт  и
пароли,   либо  самостоятельно  переводить  деньги,   в  том  числе  полученные  в
кредит, на, якобы, «безопасные счета» или абонентские номера или передать их
«курьеру».
Также,   в  некоторых  случаях  злоумышленники  убеждают  установить  на
смартфон   различные   программы,   якобы,   являющиеся   антивирусными
(«Anydesk»,   «Quick  support»,   «Teamviever»   и   др.).  В  действительности  ­   это
программы,   позволяющие  дистанционно  управлять  смартфоном  и  проводить
онлайн переводы от имени потерпевших через их личный кабинет.
В ходе телефонных разговоров преступники могут сообщать персональные
данные: ФИО, дату рождения, паспортные данные, номера счетов и банковских
карт,   а   также   информацию   по   последним   операциям.   Кроме   того,   они,
используя   возможности  IP­телефонии,   могут   осуществлять   звонки   с
абонентских номеров,  схожих или  идентичных официальным  номерам  банков,
указанным на оборотных сторонах карт, а также номерам правоохранительных
органов.
Меры   профилактики:  При   возникновении   подобной   ситуации   следует
незамедлительно  прекратить  какое­либо  общение  со  звонящими.   Необходимо

помнить,  что  настоящие  сотрудники  банков  никогда  не  звонят  клиентам  и  не
просят сообщить им какую­либо информацию, касающуюся как их персональных
данных,   так  и  любой  информации  о  счетах  и  картах.   В  случае  возникновения
каких­либо вопросов, сотрудники банков просят граждан подойти в ближайшее
отделение  (офис).   Ни  при  каких  обстоятельствах  нельзя  сообщать  никому,
включая сотрудников банков, пароли на проведение операций, а также пароль
для входа в систему «Банк Онлайн». Также, не в коем случае не устанавливать
по просьбе неизвестных лиц какие­либо приложения (программы).
2. Путем получения предоплаты в размере до 100% за товар или услугу с помощью
создания  «однодневных»   интернет­магазинов  и  сайтов­двойников,   а  также  с
использованием   интернет­площадок   по   продаже   товаров   и   услуг   (сайты
«Авито», «Юла» и др.) и в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и
т.д.
Меры профилактики:  Прежде чем заказать товар в Интернете необходимо
ознакомится  с  отзывами  на  разных  сайтах  о  данном  интернет­магазине  или
виртуальном   продавце.   В   случае   наличия,   можно   сразу   обнаружить
отрицательные  отзывы,   а  отсутствие  отзывов  о  выбранном  интернет­магазине
говорит  о коротком периоде  его существования. Свести к  минимуму покупки
товара по предоплате. Не торопиться с переводом денег (к чему под различными
предлогами постоянно подталкивает продавец). Если цена товара гораздо ниже
цены как в обычных розничных магазинах, так и в других интернет­магазинах,
либо  на  рынке  в  целом  (например,   при  продаже  автомашины  по  заниженной
стоимости) ­ это повод насторожиться.
3. Путем  получения  информации  от  лица,   разместившего  объявление  о  продаже
какого­либо  товара,   о  полных  реквизитах  его  банковской  карты  (номер,   срок
действия, данные держателя, CVC­код), якобы, с целью внесения предоплаты за
товар, с последующим хищением с нее денежных средств, используя полученные
данные.
Меры   профилактики:  Нельзя   сообщать   неизвестным   какую­либо
информацию,   касающуюся   банковской   карты,   так   как   для   осуществления
перевода  требуется   только  номер  карты  или  подключенный  к  ней  номер
телефона. Ни при каких обстоятельствах не сообщать пароли, необходимые для
проведения  операций.   Пароль  для  входа  в  систему  «Банк  Онлайн»   ­   это
исключительно личная конфиденциальная информация.

4. С   использованием   ссылок   в   сети   «Интернет»,   перенаправляющих   на
«фишинговые»   (поддельные)   сайты,   предоставленных   злоумышленниками
потерпевшим  при  оплате  товара,   размещенного  с  целью  продажи  на  сайтах
«Авито»,   а  также  при  покупке  железнодорожных  и  авиабилетов,   билетов  в
кинотеатры.
Меры   профилактики:  Не   рекомендуется   переходить   по   присланным
незнакомыми лицами ссылкам с дальнейшем вводом данных своих банковских
карт.
5. Путем  получения  денежных  средств  от  потерпевших  при,   якобы,   внесении
ставок и инвестировании на фондовых и иных биржах.
Меры   профилактики:  Прежде   чем   вносить   деньги,   необходимо
ознакомиться  с  отзывами  на  различных  сайтах  в  сети  «Интернет»,   узнать,   к
юрисдикции какой страны относится деятельность данной организации, а также
ознакомиться с правилами и условиями ее деятельности.
6. Взлом  страниц  пользователей  в  социальных  сетях,   в  основном  «ВКонтакте»   и
«Однокласники»,   а  также  аккаунтов  в  мессенджере  «Telegram»,   и  рассылка
сообщений   «друзьям»   от   имени   данного   пользователя   с   просьбой   о
предоставлении   в   долг   денежных   средств,   которые   нужно   перевести   на
указанные абонентские номера, счета или банковские карты.
Меры   профилактики:  Прежде   чем   осуществить   перевод,   необходимо
позвонить  лицу,   от  имени  которого  пришло  такое  сообщение,   и  уточнить
информацию.
7^   Хищения   денежных   средств   при   заказе   товаров   на   популярных
маркетплейсах   («Ozon»,   «Wildberries»   и   др.)   Злоумышленники   копируют
страницу  реального  продавца,   но  выставляют  цену  ниже  рыночной.   Спустя
некоторое  время  после  того,   как  клиент  оформил  и  оплатил  покупку,   его
оповещают   об   отмене   заказа   и   возвращают   средства.   Далее,   с   клиентом
связывается   продавец   и   предлагает   перенести   общение   в   мессенджеры
«WhatsApp», «Telegram» или «Viber». При переписке мошенник сообщает, что
товар на складе закончился и предлагает воспользоваться сторонним магазином,
на который предоставляет ссылку. После перехода по данной ссылке и оплаты
покупки на сторонних сайтах, жертва теряет деньги и не получает купленный товар.
Меры  профилактики:  При  общении  в  мессенджерах,   не  рекомендуется
переходить по присланным незнакомыми лицами ссылкам с дальнейшим вводом
данных своих банковских карт.
8.   Путем   звонков   на   домашние   телефоны   пожилым   гражданам   с
сообщением   заведомо   ложной   информации   о   нарушении   их   близкими
родственниками действующего законодательства (совершение ДТП, причинение
телесных   повреждений,   хранение   наркотиков   и   т.п.),   с   целью   передачи
потерпевшими денежных средств через посредников («курьеров»), либо перевод
их через терминалы оплаты для разрешения сложившейся ситуации. При этом
мошенники стараются держать «жертву» всегда на связи, с целью исключения
каких­либо действий с ее стороны по проверке информации.
Меры  профилактики:  Необходимо  перезвонить  на  известные  абонентские
номера лицу, которым представляется злоумышленник, либо родственникам, с
целью  выяснения  действительности   произошедших  событий  или  попросить
звонящего назвать какие­либо данные лица, которым он представляется (Ф.И.О.,
дата рождения, место жительства, данные родственников, какие­либо факты из
жизни и т.д.).