«Статья по мошенничеству»
Жертвами злоумышленников становятся граждане различного возраста,
профессий, занятий и социальных групп.
Первостепенное значение в сдерживании киберпреступности играет
осведомленность граждан о новых видах и способах совершения таких деяний.
В настоящее время наиболее распространенными способами совершения
дистанционных мошенничеств и краж являются:
1. Путем звонков (как с абонентских номеров обычной сотовой связи, так и IP
телефонии, а также различных мессенджеров: Viber, WhatsApp и др.) гражданам
под видом сотрудников различных банков с сообщением о проведении
неизвестными лицами, якобы, несанкционированной операции по их счету
(списание денег, взятие кредита и т.д.). При этом, зачастую, злоумышленники
одновременно представляются как сотрудниками банков, так и
правоохранительных органов (Федеральной службы безопасности,
Следственного комитета, Прокуратуры, Министерства внутренних дел) и
сообщают, что проводят совместные проверки (разработки) по фактам
несанкционированных операций по счетам клиентов и под различными
предлогами (иногда угрозами) вынуждают граждан становиться участниками,
якобы, проводимых специальных операций по задержанию преступников в
банковской сфере и, в дальнейшем, сообщать реквизиты банковских карт и
пароли, либо самостоятельно переводить деньги, в том числе полученные в
кредит, на, якобы, «безопасные счета» или абонентские номера или передать их
«курьеру».
Также, в некоторых случаях злоумышленники убеждают установить на
смартфон различные программы, якобы, являющиеся антивирусными
(«Anydesk», «Quick support», «Teamviever» и др.). В действительности это
программы, позволяющие дистанционно управлять смартфоном и проводить
онлайн переводы от имени потерпевших через их личный кабинет.
В ходе телефонных разговоров преступники могут сообщать персональные
данные: ФИО, дату рождения, паспортные данные, номера счетов и банковских
карт, а также информацию по последним операциям. Кроме того, они,
используя возможности IPтелефонии, могут осуществлять звонки с
абонентских номеров, схожих или идентичных официальным номерам банков,
указанным на оборотных сторонах карт, а также номерам правоохранительных
органов.
Меры профилактики: При возникновении подобной ситуации следует
незамедлительно прекратить какоелибо общение со звонящими. Необходимо
помнить, что настоящие сотрудники банков никогда не звонят клиентам и не
просят сообщить им какуюлибо информацию, касающуюся как их персональных
данных, так и любой информации о счетах и картах. В случае возникновения
какихлибо вопросов, сотрудники банков просят граждан подойти в ближайшее
отделение (офис). Ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать никому,
включая сотрудников банков, пароли на проведение операций, а также пароль
для входа в систему «Банк Онлайн». Также, не в коем случае не устанавливать
по просьбе неизвестных лиц какиелибо приложения (программы).
2. Путем получения предоплаты в размере до 100% за товар или услугу с помощью
создания «однодневных» интернетмагазинов и сайтовдвойников, а также с
использованием интернетплощадок по продаже товаров и услуг (сайты
«Авито», «Юла» и др.) и в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и
т.д.
Меры профилактики: Прежде чем заказать товар в Интернете необходимо
ознакомится с отзывами на разных сайтах о данном интернетмагазине или
виртуальном продавце. В случае наличия, можно сразу обнаружить
отрицательные отзывы, а отсутствие отзывов о выбранном интернетмагазине
говорит о коротком периоде его существования. Свести к минимуму покупки
товара по предоплате. Не торопиться с переводом денег (к чему под различными
предлогами постоянно подталкивает продавец). Если цена товара гораздо ниже
цены как в обычных розничных магазинах, так и в других интернетмагазинах,
либо на рынке в целом (например, при продаже автомашины по заниженной
стоимости) это повод насторожиться.
3. Путем получения информации от лица, разместившего объявление о продаже
какоголибо товара, о полных реквизитах его банковской карты (номер, срок
действия, данные держателя, CVCкод), якобы, с целью внесения предоплаты за
товар, с последующим хищением с нее денежных средств, используя полученные
данные.
Меры профилактики: Нельзя сообщать неизвестным какуюлибо
информацию, касающуюся банковской карты, так как для осуществления
перевода требуется только номер карты или подключенный к ней номер
телефона. Ни при каких обстоятельствах не сообщать пароли, необходимые для
проведения операций. Пароль для входа в систему «Банк Онлайн» это
исключительно личная конфиденциальная информация.
4. С использованием ссылок в сети «Интернет», перенаправляющих на
«фишинговые» (поддельные) сайты, предоставленных злоумышленниками
потерпевшим при оплате товара, размещенного с целью продажи на сайтах
«Авито», а также при покупке железнодорожных и авиабилетов, билетов в
кинотеатры.
Меры профилактики: Не рекомендуется переходить по присланным
незнакомыми лицами ссылкам с дальнейшем вводом данных своих банковских
карт.
5. Путем получения денежных средств от потерпевших при, якобы, внесении
ставок и инвестировании на фондовых и иных биржах.
Меры профилактики: Прежде чем вносить деньги, необходимо
ознакомиться с отзывами на различных сайтах в сети «Интернет», узнать, к
юрисдикции какой страны относится деятельность данной организации, а также
ознакомиться с правилами и условиями ее деятельности.
6. Взлом страниц пользователей в социальных сетях, в основном «ВКонтакте» и
«Однокласники», а также аккаунтов в мессенджере «Telegram», и рассылка
сообщений «друзьям» от имени данного пользователя с просьбой о
предоставлении в долг денежных средств, которые нужно перевести на
указанные абонентские номера, счета или банковские карты.
Меры профилактики: Прежде чем осуществить перевод, необходимо
позвонить лицу, от имени которого пришло такое сообщение, и уточнить
информацию.
7^ Хищения денежных средств при заказе товаров на популярных
маркетплейсах («Ozon», «Wildberries» и др.) Злоумышленники копируют
страницу реального продавца, но выставляют цену ниже рыночной. Спустя
некоторое время после того, как клиент оформил и оплатил покупку, его
оповещают об отмене заказа и возвращают средства. Далее, с клиентом
связывается продавец и предлагает перенести общение в мессенджеры
«WhatsApp», «Telegram» или «Viber». При переписке мошенник сообщает, что
товар на складе закончился и предлагает воспользоваться сторонним магазином,
на который предоставляет ссылку. После перехода по данной ссылке и оплаты
покупки на сторонних сайтах, жертва теряет деньги и не получает купленный товар.
Меры профилактики: При общении в мессенджерах, не рекомендуется
переходить по присланным незнакомыми лицами ссылкам с дальнейшим вводом
данных своих банковских карт.
8. Путем звонков на домашние телефоны пожилым гражданам с
сообщением заведомо ложной информации о нарушении их близкими
родственниками действующего законодательства (совершение ДТП, причинение
телесных повреждений, хранение наркотиков и т.п.), с целью передачи
потерпевшими денежных средств через посредников («курьеров»), либо перевод
их через терминалы оплаты для разрешения сложившейся ситуации. При этом
мошенники стараются держать «жертву» всегда на связи, с целью исключения
какихлибо действий с ее стороны по проверке информации.
Меры профилактики: Необходимо перезвонить на известные абонентские
номера лицу, которым представляется злоумышленник, либо родственникам, с
целью выяснения действительности произошедших событий или попросить
звонящего назвать какиелибо данные лица, которым он представляется (Ф.И.О.,
дата рождения, место жительства, данные родственников, какиелибо факты из
жизни и т.д.).